
Немного о газопроводе: длина около 1400 км (включая Сахалин, подводный переход под проливом Невельского, Хабаровский край и Приморье), диаметр трубы 1,2 м. Участок моей работы начинался от пролива Невельского и приблизительно до д.Черный Мыс, это примерно 300 км . Ниже на картинке трек моей поездки.

Так получилось, что прилетев в Хабаровск я провозился еще целую неделю решая организационные вопросы, которые касались в основном поиска автотранспорта. Несмотря на то, что, Хабаровск является довольно крупным городом, найти ГАЗ-66 оказалось сложнее, чем я думал. Учитывая, что приехал я на Дальний Восток в период распутицы, непредвиденные задержки уже в самом начале экспедиции (если ее так можно назвать), откровенно говоря, не радовали – неизвестно, как долго я пробуду здесь. Однако хорошая погода и дальнейшее знакомство с городом сглаживали ситуацию. Хабаровск (во всяком случае, его центральная часть) показался мне вполне уютным и приятным городом.

Памятник Ерофею Палычу Хабарову – первопроходцу «открывшему» Хабаровск - встречает пассажиров при выходе из здания железнодорожного вокзала

Центральная улица Муравьева-Амурского

Печальные теплоходы на набережной Амура в ожидании скорой зимы

Хабаровчане говорят про свой город: "Три горы, две дыры". "горы" - это улицы Ленина, Муравьева-Амурского и Серышева - они находятся на позвышнностях, а между ними "дыры" - это Амурский и Уссурийский бульвары.

Памятник Муравьеву-Амурскому, тому самому который отвоевал Амур у китайцев и был изображен на 5000 купюре.

Наконец, спустя несколько дней машина была найдена, оплачена и мы выдвинулись.

Федеральная трасса Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре оказалась действительно федеральной асфальтовой трассой. Правда наша максимальная скорость не превышала 70 км/ч – наша старенькая шишига (ГАЗ-66) больше не выдавала.

Зато на ней был теплый кунг с печкой, на который можно было залезть, чтоб обозреть окружающий ландшафт

После сворота с Комсомольской трассы на Де-Кастри асфальт канул в лету, и пошла укатанная грунтовка. Здесь, наконец, наша шишига стала обгонять легковушки – начали проявляться внедорожные качества транспорта. Дорога больше походила на стиральную доску, нежели на федеральную трассу.

Берег Амура в окрестностях поселка Ягодный – здесь у нас была первая ночевка по пути из Хабаровска в Де-Кастри. Из достопримечательностей – в поселке есть вполне сносная гостиница (правда с местами с ней вечная проблема), а также котельная, работающая на опилках (нигде больше такой не видел).

Повсеместно встречаются участки старых гарей. Пока ехали, разговаривали с водителем – Лехой. Леха рассказывал, что в прошлый раз когда он ездил по просторам Края машина регулярно ломалась - то генератор накроется, то тормоза, то еще что-нибудь. На мой вопрос как на счет исправности тормозов сейчас, Леха ответил с уверенностью, что все в порядке, но даже если тормоза откажут, то в тайге мы всегда найдем обо что затормозить. К счастью кроме пробитого несколько дней бензобака и какой-то ерунды в двигателе (которую Леха «починил» скотчем) в шишиге все работало как часы.

Коллеги-водители завидуют Лехе, т.к. не каждому удается вырваться в тайгу и "подышать воздухом" да еще и денег получить :)

На подъезде к поселку Де-Кастри появился асфальт (правда, за поселком он сразу кончился).

О поселке: поселок основан в середине 19 века, но первопроходцы во главе с Лаперузом появились здесь еще в конце 18 века. Залив в котором расположен современный поселок Лаперуз окрестил в честь спонсора своей экспедиции – барона Де-Кастри. Зашел я как-то здесь в местную засиженную мухами столовку (не та, которая в общежитии, а та которая отдельно) и обнаружил в меню блюдо под названием «бризоль». Заказал. Ем и думаю: «сижу в Де-Кастри, ем бризоль. Экзотика… и море Охотское под ногами плещется»

В настоящее время Де-Кастри проживает чуть более 3 тыс. человек. Основным градообразующим предприятием поселка является морской порт, через который уходит лес.

В 2005 г. Компания «Эксон» открыла здесь нефтяной терминал (в рамках проекта «Сахалин-1») и построила причал для гигантских танкеров, который стоит одиноким журавлем на расстоянии примерно 6 км от берега.

Для нас Де-Кастри оказался временным местом базирования – здесь находилась база строителей-газовиков, с которыми требовалось ежедневно общаться и общежитие. Дальше текста будет меньше, а фотографий – больше. Описание процесса производства экологического контроля не представляет особой ценности, тогда как фотографии могут удовлетворить краеведческий интерес читателя.

Коридор трассы газопровода. Здесь труба уже засыпана.

А здесь еще не успели

На горизонте сопка Шаман

К северу от Де-Кастри в лесу обнаружили непонятное сооружение. Мой спутник Иваныч (бывалый таежник из Дальнереченска) диагностировал это как древнюю ловушку на медведя.

Собственно, Иваныч. Мне его дали в качестве помощника. Но, основная его помощь его заключалась в позировании на фотках и обслуживания печки в кунге (в котором он ехал, я ехал в кабине)



Начала подводного перехода газопровода через пролив Невельского. Два кораблика на горизонте – это суда-трубоукладчики. За ними виднеется узкая полоска Сахалина. Расстояние до него здесь около 20 км.

Приморские равнины


Эта вершина называется «Шапка Невельского» ее еще Чехов упоминает в своем произведении «Остров Сахалин»

На обратном пути газовики нас решили задобрить экологических контролеров и устроили небольшой пикничок на морозе с водкой и красной икрой. Правда это не сильно облегчило их участь…
Вообще, к слову об «экологической ответственности» газовиков могу сказать, что сам процесс строительства трубопровода не связан с вопиющими фактами нарушения «экологического этикета». Конечно есть нарушения, но в целом они локальны и связаны скорее с раздолбайством отдельных людей (например, ковшом экскаватора задели елку или слили канистру отработанного масла в реку), а не политикой Газпрома и подобных организаций. Бульдозерами по свежевылупившимся белькам никто не ездит.


Покидаем Де-Кастри и едем в следующий стан газовиков – с.Софийск. Там мы пробудем несколько дней. Фотографий Софийска у меня нет, но я не считаю это серьезным упущением. Да и как такового поселка я не видел - жили мы в ВЖГ (временный жилой городок). Дальше текста будет еще меньше.


«На охоту»

Сопка Шаман

Эту фотографию мне хочется назвать «В экспедицию».




Это последняя фотка. Через два дня я был в Хабаровске. Через 3 уже дома. В следующий раз напишу про Якутию.